Социально-педагогический колледж
Московского городского психолого - педагогического университета

Форма входа

О колледже
Учебный процесс
Мероприятия
Полезная информация
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
    кнопка сайта:

    СПКМГППУ



    Полезная информация:

    - пример "Презентации диплома в "Power Point" здесь и ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ
     

    Уважаемые выпускники СПК!

    Здесь представлен примерный план ответа на экзаменационные вопросы
    по дисциплинам "Педагогика" и "Социальная психология"
     
    Педагогика
    Возникновение и развитие педагогики.
    1. Воспитание в первобытном обществе
    2. Школа в античности
    3. Школа и педагогическая мысль эпохи Средневековья
    4. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
    5. Школа и педагогическая мысль эпохи Нового времени
    6. Развитие образовательных систем и педагогических концепций в ХХ веке.
    7. Общие направления развития педагогики
     
    Категориальный аппарат педагогики.
    1. Развитие. Формирование. Социализация.
    2. Воспитание. Воспитание в узком и широком смыслах. Самовоспитание
    3. Обучение
    4. Образование. Самообразование
    5. Педагогический процесс
     
    Структура педагогической науки. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
    1. Педагогическая наука и педагогические науки
    2. Науки о воспитании обучении и о самой педагогике: Теория воспитания. Дидактика. Школоведение.
    3. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
    4. Отрасли педагогики.
     
    Методы педагогического исследования.
    1. Методология педагогики
    2. Уровни методологического обеспечения педагогики (Философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровень методологии).
    3. Методы и методика педагогического исследования
    4. Общенаучные методы
    5. Теоретические методы педагогического исследования
    6. Эмпирические методы педагогического исследования
    7. Математические и статистические методы
     
    Целостный педагогический процесс.
    1. Сущность педагогического процесса как социального явления
    2. Характеристика компонентов педагогического процесса (деятельности педагога и ребенка, обучение, воспитание).
    3. Движущие силы педагогического процесса
     
    Педагогические принципы.
    1. Закономерности педагогического процесса.
    2. Понятие о принципах педагогического процесса
    3. Принципы педагогического процесса
    4. Правила реализации принципов педагогического процесса
     
    Обучение в целостном педагогическом процессе.
    1. Обучение как способ организации педагогического процесса
    2. Функции обучения
    3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
    4. Виды обучения и их характеристика
    5. Средства, формы и методы обучения
     
    Воспитание в целостном педагогическом процессе.
    1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
    2. Цели и задачи воспитания
    3. Особенности воспитательного процесса
    4. Средства, формы и методы воспитания
    5. Критерии оценки воспитательного процесса
     
    Преемственность в работе образовательных учреждений: взаимодействие образовательных учреждений с семьей.
    1. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи.
    2. Специфика формирующего влияния семьи
    3. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
     
    Общая характеристика системы образования в России.
    1. Формы образовательных учреждений (государственные, муниципальные, негосударственные)
    2. Типы образовательных учреждений и их характеристика (ДОУ, Общеобразовательные учреждения и их виды, профессиональные ОУ …)
     
    Нормативные документы, отражающие содержание образования.
    1. Закон РФ «Об образовании» (1996)
    2. Государственный образовательный стандарт
    3. Типы учебных планов: базисный учебный план, типовые учебные планы, учебный план общеобразовательной средней школы
    4. Учебный предмет и учебная программа
     
    Личностно ориентированный подход в образовании.
    1. Понятие личностно-ориентированного подхода в педагогике
    2. Принципы личностно-ориентированного подхода в образовании
    3. Взаимосвязь личностно-ориентированного подхода с возрастным и индивидуальным подходом
     
    Ребенок как субъект целостного педагогического процесса.
    1. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность
    2. Наследственность и развитие личности
    3. Влияние среды на развитие личности
    4. Деятельность как фактор развития
    5. Культура личности
     
    Непрерывное образование.
    1. Содержание непрерывного образования в Российской Федерации
    2. Функции и принципы непрерывного образования в РФ
    3. Закон «Об образовании РФ»
    4. Принципы государственной политики в области образования
    5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (также Национальная доктрина развития образования ло 2025г, Столичное образование-5)
     
    Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные и личностные качества педагога.
    1. Определяющая роль учителя в осуществлении учебно-воспитательной работы
    2. Социальная и профессиональная позиция педагога
    3. Функции педагога
    4. Профессиональные требования к педагогу
    5. Идеальная модель личности педагога
    6. Профессиональная направленность личности педагога
    7. Педагогические способности
     
    Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
    1. Профессиональная компетентность
    2. Структура профессиональной компетентности педагога
    3. Содержание теоретической готовности учителя
    4. Содержание практической готовности учителя
    5. Педагогическое мастерство
     
    Общая характеристика классно-урочной системы.
    1. Урок как форма организации обучения (продолжительность, типы, кратко структура).
    2. Роль учителя.
    3. Класс как организационная форма.
    4. Учебный план, программы, расписание.
    5. Учебный год (четверти, полугодия)
    6. Формы контроля знаний (экзамены)
     
    Урок как основная форма организации обучения в школе.
    1. Общая характеристика классно-урочной системы
    2. Типология уроков
    3. Требования к уроку
    4. Структура урока (этапы)
     
    Сопутствующие (дополнительные) формы организации обучения в школе.
    1. Консультация как вспомогательная форма обучения.
    2. Учебные экскурсии.
    3. Школьная лекция и семинар.
    4. Факультатив как вспомогательная форма обучения
     
    Принципы воспитания и их характеристика.
    1. Понятие принципа воспитания.
    2. Общественная направленность воспитания.
    3. Связь воспитания с жизнью и трудом.
    4. Опора на положительное в воспитании.
    5. Гуманизация воспитания.
    6. Личностный подход.
    7. Единство воспитательных воздействий.
     
    Система методов воспитания.
    1. Понятие метода и приема воспитания.
    2. Классификация методов воспитания.
    3. Методы формирования сознания.
    4. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
    5. Методы стимулирования.
    6. Методы самовоспитания.
     
    Формы организации воспитательной работы.
    1. Понятие воспитательной работы и формы воспитания.
    2. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные), массовые формы.
    3. Характеристика форм воспитательной работы (классный час, собрание, конференция, клубы по интересам, вечера, праздники, игры, фестивали, дискотеки…)
     
    Формирование основ научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе.
    1. Понятие о мировоззрении. Этапы формирвания мировоззрения
    2. Мировоззренческие убеждения и действительность.
    3. Возрастные возможности формирования мировоззрения.
    4. Основные средства формирования мировоззрения учащихся.
     
    Формирование у воспитанников основ политической культуры в учебно-воспитательном процессе.
    1. Гражданская культура личности (понятия гражданственности, гражданского воспитания)
    2. Политическое воспитание как компонент гражданского воспитания (понятие, принципы)
    3. Формы политического воспитания
     
    Нравственное воспитание.
    1. Основные понятия теории нравственной культуры.
    2. Содержание и формы нравственного воспитания.
    3. Воспитание гуманности.
    4. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
     
    Формирование основ правовой культуры.
    1. Правовое воспитание как компонент гражданского воспитания
    2. Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде.
     
    Трудовое воспитание.
    1. Понятие трудового воспитания. Задачи и содержание. Виды труда.
    2. Педагогические условия организации трудового воспитания.
    3. Профессиональная ориентация школьников.
     
    Физическое воспитание.
    1. Понятие физического воспитания. Задачи и содержание
    2. Формирование здорового образа жизни.
    3. Средства методы и формы физического воспитания.
     
    Половое воспитание.
    1. Сексуальное развитие человека.
    2. Понятия «гендер», «половая идентификация», «полоролевое поведение».
    3. Система полового воспитания. Средства методы и формы полового воспитания
     
    Эстетическое воспитание.
    1. Понятие об эстетической культуре личности.
    2. Эстетика детской жизни. Эстетическое восприятие природы.
    3. Формирование эстетической культуры средствами искусства.
    4. Средства методы и формы эстетического воспитания.
     
    Сущность и функции семейного воспитания.
    1. Общая характеристика семьи
    2. Содержание воспитания и стили отношений в семье
    3. Ошибки семейного воспитания
    4. Методы воспитания детей в семье
     
    Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
    1. Понятие коллектива. Признаки, функции коллектива.
    2. Этапы и уровни развития детского коллектива.
    3. Условия развития коллектива.
    4. Личность и коллектив.
     
    Функции, основные направления и формы деятельности учителя - классного руководителя.
    1. Типы классного руководства.
    2. Функции классного руководителя.
    3. Формы работы классного руководителя.
    4. Права и обязанности классного руководителя.
    5. Критерии эффективности работы классного руководителя.
     
    Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
    1. Понятие педагогического общения, технологии педагогического общения.
    2. Стили педагогического общения
    3. Педагогический такт и авторитет учителя.
     
    Сущность педагогической технологии
    1. Понятие педагогической технологии (технология и методика, алгоритмизация)
    2. Виды технологий.
    3. Технология конструирования педагогического процесса (постановка пед. задачи, планирование).
    4. Технология осуществления педагогического процесса (технология организации учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности, развивающих видов деятельности школьников)
    5. Технологии организации КТД.
     
     
    Социальная психология
    Понятие социальной психологии, ее предмет. Основные этапы развития социальной психологии как науки.
    1. Понятие «социальная психология». Предмет социальной психологии. Категории социальной психологии.
    2. Основные этапы развития социальной психологии.
    3. Формы социально-психологического знания (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения, бихевиоризм, психоанализ, гештальт-теория)
    4. Отрасли социальной психологии.
     
    Общая характеристика методов исследования в социальной психологии.
    1. Понятие метода. Основные и вспомогательные методы социальной психологии
    2. Методы сбора социально-психологической информации (наблюдение, эксперимент).
    3. Методы опроса
    4. Метод обобщения независимых характеристик (экспертный опрос)
    5. Методы активного социально-психологического обучения
     
    Понятие «конфликт», причины и виды конфликтов, их характеристика.
    1. Понятие «конфликт», основные элементы конфликта (сторона, предмет, мотивы конфликта, позиции конфликтующих сторон)
    2. Виды конфликтов и их характеристика
    3. Формулы конфликта (эскалация конфликтов, конфликтная ситуация + инцидент)
    4. Стили поведения в конфликте
    5. Пути выхода из конфликта
     
    Понятие «социальная группа». Классификация социальных групп.
    1. История возникновения метода.
    2. Правила социометрического обследования
    3. Виды статусов, выявляемых методом социометрии
    4. Основные понятия и содержание диагностических процедур социометрии
    5. Обработка социометрических данных (социограмма)
     
    Социометрический метод исследования малой группы: основные способы повышения социометрического статуса членов группы.
    1. Понятие малой группы. Автор методики.
    2. Правила социометрического обследования
    3. Виды статусов, выявляемых методом социометрии
    4. Основные понятия и содержание диагностических процедур социометрии
    5. Обработка социометрических данных (социограмма)
     
    Теории происхождения лидерства. Стили лидерства в малой группе.
    1. Понятие лидера и лидерства. Различия между лидером и руководителем
    2. Теория черт – харизматическая теория
    3. Ситуационная теория
    4. Системная теория
    5. Концепция ценностного обмена
    6. Понятие стиля лидерства, стили (директивный, коллегиальный, анархический стили)
     
    Понятие социальной группы. Стихийные группы.
    1. Определение социальной группы. Виды групп
    2. Общая характеристика и типы стихийных групп (толпа, масса, публика)
    3. Способы воздействия в стихийный группах.
     
    Понятие общения: функции, виды, уровни и формы общения.
    1. Понятие общения. Формы общения
    2. Уровни и функции общения.
    3. Виды общения (деловое, личностное, инструментальное, целевое).
     
    Общение как межличностное взаимодействие.
    1. Понятие общения. Формы общения
    2. Типы межличностного общения (императив, манипуляция, диалог). Стороны общения (коммуникативная, перцептивная, интерактивная)
    3. Уровни общения. Функции общения.
    4. Виды общения (деловое, личностное, инструментальное, целевое)
     
    Механизмы и институты социализации.
    1. Понятие социализации и механизма социализации.
    2. Рефлексивный механизм
    3. Традиционный механизм
    4. Институциональный механизм
    5. Стилизованный механизм
    6. Межличностный механизм
    7. Понятие института социализации. Их краткая характеристика
     
    Вербальная и невербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры в общении: понятие, виды.
    1. Понятие общения. Стороны общения (коммуникативная, перцептивная, интерактивная)
    2. Понятие «коммуникация». Особенности коммуникативного акта.
    3. Вербальная коммуникация. Позиции коммуникатора
    4. Невербальная коммуникация. Ее виды.
    5. Понятие «барьеры общения». Виды барьеров.
     
    Понятие, сущность и механизмы социальной перцепции.
    1. Понятие социально перцепции.
    2. Субъекты восприятия (индивид и группа)
    3. Окно Джохари (как метод получения информации обратной связи в общении)
    4. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, атрибуция)
    5. Эффекты межличностного восприятия (эффект ореола, первичности, новизны, проекции, стереотипизация)
     
    Стили поведения в конфликте, методы разрешения конфликтов.
    1. Понятие «конфликт».
    2. Виды конфликтов и их характеристика(очень кратко)
    3. Стили поведения в конфликте (сетка Томаса-Киллмена: избегание, приспособление, конкуренция, сотрудничество)
    4. Пути выхода из конфликта
     
    Малая группа. Основные параметры и социометрическая структура малой группы.
    1. Определение малой группы и ее границы
    2. Признаки малой группы. Отличительные особенности малой группы
    3. Классификация малых групп
    4. Параметры группы
     
    Классификация малых групп.
    1. Определение малой группы и ее признаки
    2. Первичные и вторичные группы
    3. Формальные и неформальные группы
    4. Референтная и группа членства
     
    Коммуникативная структура малой группы.
    1. Понятие коммуникативной структуры группы (коммуникативные сети)
    2. Типы коммуникативных сетей (централизованный, децентрализованный)
    3. Фронтальная, радиальная, иерархическая структура группы
     
    Лидерство и руководство в малых группах. Стили лидерства. Различия между лидером и руководителем.
    1. Понятие социальной группы и лидера, лидерство
    2. Различия между лидером и руководителем
    3. Авторитет и авторитетность
    4. Теории происхождения лидерства
    5. Понятие стиля лидерства, стили (директивный, коллегиальный, анархический стили)
     
    Феномен группового давления: конформизм. Причины конформного поведения. Общая характеристика параметров, влияющих на конформность.
    1. Понятие социальной группы и конформизма, нонконформизма
    2. Факторы, определяющие уровень конформности человека в группе
    3. Понятие социальной фасилитации, ингибиции, социальной ленност
     
    Групповая совместимость, проблема групповой сплоченности.
    1. Понятия «межличностная групповая совместимость», «функционально-ролевая совместимость», «срабатываемость»
    2. Понятие сплочения группы.
    3. Параметры, влияющие на процесс сплочения малой группы
     
    Уровни развития малых групп. Коллектив как высшая форма организации группы.
    1. Понятие уровня развития группы
    2. Классификации уровней развития группы (Е.С. Кузьмин, Л.И. Уманский: конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, кооперация, коллектив)
    3. Характеристика уровней развития группы (высокий, средний, низкий)
    4. Понятие коллектива, стадии его развития. Модели развития группы как коллектива (А.Н. Лутошкин)
     
    Проблема принятия группового решения, эффективность групповой деятельности. Метод групповой дискуссии. Понятие «мозгового штурма».
    1. Виды групповых решений.
    2. Методы принятия группового решения
    3. Этапы групповой дискуссии. Разновидности групповых дискуссий
    4. Понятие «эффективность групповой деятельности». Критерии эффективности
    5. Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности
     
    Понятие личности в социальной психологии. Структура личности по К. К. Платонову.
    1. Понятие личности (индивид, индивидуальность, личность). Подходы к пониманию личности.
    2. Структура личности по К.К. Платонову (подструктура направленности и отношений личности; индивидуальный социальный опыт личности; индивидуальные особенности психических процессов; 3. биологически обусловленная подструктура)
    3. Социальное поведение личности. Аспекты социального поведения (самоэффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление)
     
    Социально-психологические типологии личности.
    1. Понятие личности (индивид, индивидуальность, личность). Подходы к пониманию личности.
    2. Структура личности по К.К. Платонову
    3. Типы личности по Э.Шострому (актуализаторы и манипуляторы)
    4. Классификации типов личности (авторитарная, базовая, маргинальная…)
     
    Социально-психологические проявления личности: социальный статус, позиция, роль.
    1. Понятие личности.
    2. Понятие социальной роли, социального статуса, социальной позиции. Их соотношение.
    3. Социальная роль и социальный статус как характеристики общественных отношений
     
    Понятие и стадии процесса социализации личности.
    1. Понятие социализации. Подходы к определению социализации
    2. Стадии процесса социализации (дотрудовая, трудовая, послетрудовая; возрастное развитие)
    3. Механизмы и институты социализации
     
    Особенности социализации на ранних этапах онтогенеза (младенчество, раннее детство).
    1. Понятие социализации личности
    2. Особенности развития и социализации личности ребенка в первый год жизни
    3. Особенности развития и социализации личности ребенка во второй и третий год жизни (ведущий вид деятельности, формирование «системы Я»)
     
    Межличностные и межгрупповые отношения.
    1. Характеристика общественных (социальных) и межличностных (психологических) отношений. Их разница.
    2. Социальная роль и социальный статус как характеристики общественных отношений
    3. Социальная установка и личное отношение как характеристика межличностных отношений
    4. Классификация межличностных отношений (официальные, деловые, рациональные, отношения руководства, первичные и т.д.)
    5. Межгрупповые отношения. Феномены межгруппового восприятия (межгрупповая предубежденность и ингрупповой фаворитизм)
     
    Большие социальные группы и массовидные явления психики
    1. Понятие «большие группы». Особенности больших групп
    2. Общая характеристика и типы стихийных групп (толпа, масса, публика)
    3. Способы воздействия в стихийный группах.
     
    Социально-психологическая адаптация личности.
    1. Определение адаптации, социально-психологической адаптации
    2. Понятие адаптированности, ее признаки
    3. Социализация и адаптация. Социально-психологическая дезадаптация
     
    Явление межличностной аттракции и каузальной атрибуции.
    1. Понятие аттракции и атрибуции как механизма межличностного восприятия.
    2. Понятие «каузальная атрибуция».
    3. Факторы, влияющие на характер атрибуции.
    4. Типы атрибуций.
    5. Фундаментальная ошибка атрибуции.
     
    Социальная установка.
    1. Понятие установки, социальной установки. Аттитюд
    2. Функции установок (познавательная, выразительная, приспособительная)
    3. Факторы, определяющие поведение человека в обществе.
     
    Методы изучения межличностных отношений.
    1. Понятие межличностных отношений. Виды межличностных отношений.
    2. Методики изучения социальных отношений и взаимоотношений (социометрия, диагностика межличностных отношений Т. Лири, цветовой тест отношений, методика восприятия индивидом группы, изучение психологического климата в группе и т.д.)
     
    Методы изучения личностных качеств в социальной психологии.
    1. Личность как предмет исследования в социологии и психологии
    2. Характеристики личности, поддающиеся диагностике.
    3. Методики (тесты) социально-психологической диагностики личности (КОС, Методика «Осознанности жизненных целей», исследования мотивации и аффилиации, «Карта интересов» и т.д.)
     
    Человек и труд. Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности. Психология профессий.
    1. Понятие личности, способности и их роль в реализации субъектом своей трудовой деятельности
    2. Признаки человека как субъекта труда (по Е.А. Климову)
    3. Особенности мотивации трудовой деятельности. Формирование трудовой мотивации
    4. Понятие профессии. Классификация профессий. Трудовой пост, рабочее место
     
     
    Вопросы к зачету
    Дисциплина «Введение в специальность» (10 группа)
    1. Факторы, обусловившие возникновение социально-педагогической профессии.
    2. Профессиональный портрет социального педагога.
    3. Функции, которые реализует социальный педагог в своей профессиональной деятельности. Социальные роли социального педагога.
    4. Социальная педагогика, как наука.
    5. Специфика и особенности социально-педагогической деятельности.
    6. Функциональные и должностные обязанности социального педагога.
    7. Квалификационная характеристика социального педагога.
    8. Квалификационные требования к профессии социального педагога.
    9. Права и обязанности социального педагога.
    10. Профессиональные знания социального педагога.
    11. Профессиональные умения социального педагога.
    12. Система социально-педагогических учреждений.
    13. Личностная характеристика социального педагога.
    14. Основные направления работы социального педагога.
    15. Этические нормы социально-педагогической деятельности.
    16. Специализации в работе социального педагога.
     
     
    Поиск
    Абитуриенту 
    Календарь
    «  Июль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Последние новости
    [04.05.2015]
    Субботник на базе ГБУ (0)
    [18.04.2015]
    Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
    [18.04.2015]
    Курсы повышения квалификации педагогов, педагогов-психологов, преподавателей учебных заведений, по теме: «Инклюзивное образование студентов (0)
    Обратная связь
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Шакировой З.Ф.

    сайт Абрамовой Е.И.


    Copyright SPKMGPPU © 2017