По имеющимся данным на сегодняшний день, дети с умственной отсталостью составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Количество людей с этим видом аномалий не уменьшается, о чем свидетельствуют статистические данные по всем странам мира [2]. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей, и, прежде всего, для формирования умений и навыков общения в коллективе. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие для самоутверждения личности, ее развития, которое зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Межличностные отношения, прежде всего, формируются и проявляются в общении, которое играет важнейшую роль в жизни каждого ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности, а также способствует проявлению и развитию коллективных взаимоотношений детей. Именно коллектив в современном обществе помогает решать существующие проблемы социализации подростков. В коллективе вырабатывается умение договариваться, вставать на позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть и лидером, и ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться, входить в группу, не растворяясь в ней [1]. Исследования в области специальной психологии и педагогики (Т.Е. Конникова, 1972; Т.А. Мальковская, 1981) показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними [3]. Исходя из положения Л. С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, формирование навыков общения с окружающими людьми у умственно отсталых школьников протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося ребенка, только с запаздыванием. У подростков с интеллектуальным недоразвитием в процессе их взаимодействия с другими людьми выявляются более низкие показатели развития самоконтроля в общении, что влияет на такие характеристики общения, как целенаправленность, избирательность, придает их межличностному общению с другими характер импульсивного, недостаточно организованного процесса. Подросткам с легкой степенью умственной отсталости присуще недостаточное понимание потребностей и мотивов партнеров по общению, сниженная способность к сопереживанию, а так же недостаток стремлений к согласованности во взаимодействии с другими, сотрудничеству. Если у нормально развивающихся подростков отмечаются тенденции индивидуализации в социальном взаимодействии, стремление к самовыражению, личному успеху и высокому социальному статусу, то у их ровесников с интеллектуальным недоразвитием проявляются тенденции, связанные с повышением роли партнера по общению. Своеобразие коммуникативной активности подростков с интеллектуальным недоразвитием заключается в ее недостаточной целенаправленности, импульсивности, сниженном самоконтроле, недоразвитии эмпатийных качеств, низкой способности к самореализации в условиях социального взаимодействия, высокой зависимости от других в достижении желаемого результата. Все это обуславливает особенности формирования коллектива у умственно отсталых подростков. Работа по формированию ученического коллектива у умственно отсталых подростков включает в себя не только методы организации коллектива, но и методы коррекции особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости, препятствующих более успешному формированию среды для межличностного общения. Исходя из особенностей формирования коллектива у умственно отсталых подростков, нами было выделено три основных направления работы специального педагога: 1. Коррекция поведения, эмоциональной сферы, мотивационно-потребностной сферы. Задачи: Научить детей контролировать свои эмоции, поведение. Развивать у детей мотивационно-потребностную сферу. Развивать у детей навыки общения. 2. Сплочение коллектива. Задачи: Развить у детей доброжелательность, взаимопомощь, доверие и требовательность по отношению друг к другу. Создать в классе атмосферу, комфортную для всех членов коллектива. Выработать у детей умение работать в коллективе 3. Развитие актива группы. Задачи: Выявить положительных лидеров. Провести работу по укреплению их авторитета в классе. Провести работу по развитию сотрудничества между педагогом и активом класса. Таким образом, создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений, развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом путем участия ученика в порученном деле входит в обязанности специального педагога при работе с детьми с легкой степенью олигофрении. В связи с этим, педагог, работающий с данной категорией детей, обязан знать особенности построения коллектива и направления работы по его формированию.
Список литературы: 1. Коновалов А., Коновалова О. Коллектив как средство социализации подростка// Народное образование, 1999. - № 5 - 37 с. 2. Основы специальной психологии: Учебное пособие // Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002. — 480 с. 3. Семенченко И.В. К вопросу изучения межличностных отношений и их особенностей восприятия внутрисемейных отношений умственно отсталыми школьниками// Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – Красноярск, 2003.
|